Поиск

Вход на сайт

Календарь

«  Октябрь 2025  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

Архив записей

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 11

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0




Суббота, 11.10.2025, 09:18
Приветствую Вас Гость | RSS
Сайт Шалашовой Светланы Николаевны
Главная | Регистрация | Вход
Методические приемы


     

 

  Метод "КРОССЕНС" на уроках истории и обществознания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     "ЛЭПбук" по истории как результат исследовательской деятельности учащихся.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Схема «Фишбоун» или «Рыбий скелет»

Данная графическая техника помогает структурировать исторические процессы. Более глубоко, поставить цели, показать внутренние связи между разными частями проблемы.  Голова – вопрос темы, верхние косточки – основные понятия темы, нижние косточки – суть понятий, хвост – вывод урока.Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова или фразы, отражающие суть.  Можно заполнять:  (Верх - причины, низ - следствия и т.п.). Схема «Фишбоун» отлично работает, как средство систематизации исторического материала, быстро воспроизводится кадетами и улучшает их предметные знания. Например, вопрос  об истории заселения донских земель позволяет глубоко рассмотреть историю Донского края с  древнейших времен.

image001

 

Кластеры

Прием - кластеров («гроздья») универсален. Он может применяться на стадии вызова для систематизации имеющейся исторической информации и выявления областей недостаточного знания. На стадии осмысления кластер позволяет фиксировать фрагменты новой исторической информации. На стадии рефлексии понятия группируются и между ними устанавливаются логические связи.

Кластер – графический прием систематизации материала.

                                                                                           пример построения кластеров 2

 

          

 

                                                                   

 

 

Знакомство с инструментом PMI (плюс, минус, интересно)

Данный приём формирует навыки анализа и классификации изучаемой информации. Заполняя такую таблицу, дети учатся точно работать с исторической информацией, не искажая её смысла.

  • «Плюс» (+)записываем те факты, которые могут отвечать на вопрос «Что в этом хорошего?»
  • «Минус» (-) записываем все те факты и мысли, которые могут отвечать на вопрос «Что в этом плохого?»
  • «Интересно» (?) - предназначается для записи различных интересующих обучающихся  фактов и мыслей «Что в этом интересного?»

В качестве примера, можно обозначить тему в 7 классе:  « Великие географические открытия».

 

Прием «Шесть шляп мышления»

Схема

В практику развития мышления метафору «шести шляп» ввел известный психолог Эдвард де Боно. Выражение «putonyourthinkinghat (cap)» (дословно: надень свою мыслительную шляпу) на русский язык можно перевести как «призадуматься, поразмыслить». Обыгрывая этот оборот,

Э. де Боно предлагает «поразмыслить» шестью различными способами. Раздается текст на листочках разного цвета, где перед текстом написана установка.

Белый цвет – это нейтральная позиция, ваша задача кратко, без эмоций передать содержание текста.

Черный цвет – позиция против. Анализируя текст, вы обращаете внимание на слабые стороны автора, выделяете ошибки, противоречия, формируете аргументы, опровергающие выводы.

Желтый цвет – позиция за, вы защищаете позицию автора, выявляете потенциал, заложенный в тексте.

Красный цвет - это эмоции. Дайте эмоциональную и нравственную оценку событий, точки зрения.

Зеленый цвет - это творческий поиск, ваша задача, использовать полученную информацию в иных условиях, либо спрогнозировать ситуацию, дальнейшее возможное развитие ситуации.

Синий цвет – это размышление.выявите причинно-следственные связи.

Например, раздается текст обучающимся  с описанием этнических и культурных особенностей жителей Дона, они его представляют с различных позиций, в итоге складывается целостная картина изучаемого вопроса.

 

Синквейн

 

Эта пятистрочная стихотворная форма, возникшая в США в начале XX века под влиянием японской поэзии. В дальнейшем стала использоваться (в последнее время, с 1997 года, и в России) в дидактических целях, как эффективный метод развития образной речи, который позволяет быстро получить результат. Синквейны в учебно-воспитательном процессе полезны в качестве инструмента для синтезирования сложной информации, в качестве среза оценки понятийного и словарного багажа обучающихся.

Порядок написания синквейна:

Первая строка– одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна.

Вторая строка– два прилагательных, характеризующих данное предложение.

Третья срока– три глагола, показывающие действие понятия.

Четвёртая строка– короткое предложение, в котором автор высказывает своё отношение.

Пятая строкаодно слово, обычно существительное, через которое человек выражает свои чувства, ассоциации связанные с данным понятием.

Допустим, изучив тему: «Просвещенный абсолютизм в России», был составлен синквейн на тему «Екатерина II» .

Екатерина.

Умная, властная.

Правила, обучала, любила, преобразовывала.

Одних превозносит, других уничтожает. 

Императрица.

Чаще всего личности, да и термины не укладываются только в положительные или отрицательные характеристики. Благодаря этому приему у  обучающихся есть возможность в несколько необычной форме выразить свое отношение к событиям и людям, дать личную оценку происходящему. 

 

 

 


Copyright MyCorp © 2025